Страх или почему мы боимся заявлять о себе
Страх или почему мы боимся заявлять о себе — это злободневная тема о том, как неграмотные «воспитательные меры» влияют на ребёнка, оставляют след, и ломают жизнь, уже повзрослевшему человеку. Более того, что с этим делать после осознания проблемы? Из практики. 31-летняя женщина рассказала мне свою историю:
«Когда училась в 1-м классе, у меня была самая лучшая, самая любимая (как мне тогда казалось) первая учительница. Я ею восхищалась, ловила каждое слово, безгранично верила ей и доверяла. Пришло время писать буквы. Все дети писали в прописях, как обычно, обводя напечатанные буквы. А я, творческая личность, начала этим буквам дорисовывать разные цветочки и закарлючки цветными пастами, пытаясь серые и грустные буквы как-то разукрасить. Мне лично, они очень нравились! А вот мнение учительницы оказалось противоположным: «Ты должна писать как все! Что это за идиотские закарлючки?! Это же рабочая тетрадь! Ты что, совсем с ума сошла?!» Моему ужасу не было предела… Не могу сказать, что в 6 лет я ждала особого признания, но при этом искреннее не понимала, что в этом страшного. Мне просто нравилось то, что я делала… В итоге я согласилась с тем, что в рабочей тетради, наверное, не стоило этого делать. Но учительница на этом не остановилась. Она повела меня по всем первым классам, в руках я держала открытую тетрадь, и заставив меня ходить между рядами, я показывала всем детям, «как не надо делать». Как на это реагировали дети? Конечно, все смеялись и тыкали пальцами… С того момента прошло 27 лет. И я до сих пор, испытываю страх и ужас перед тем, когда нужно заявлять о себе. Я делаю уникальные, эксклюзивные вещи, которые дорого стоят, но продавать их не могу. В итоге они собираются в коробке, и ждут чьего-нибудь Дня Рождения…»
Думаю, увы, это не единственная история. Такие истории в наших школах происходят постоянно. Да и к сожалению, в семьях тоже. Порочная, царско-совковая система обучения и воспитания, пока что не изжила себя в обществе. Многие учителя и родители, искренне считают, что именно унижение и оскорбление, делают из детей «приличных людей». Совершенно не понимая, что такие методы ребенку наносят абсолютный вред.
Давайте разберёмся, что происходит с ребенком, которого при людях высмеяли, и обесценили его творчество.
Психологическая справка: Человек рождается с двумя базовыми потребностями: потребностью в безопасности (любовь, принятие, личное пространство, удовлетворение потребностей, признание значимыми людьми) и потребностью в творчестве (интерес, любопытство, познание мира, изобретение, самовыражение) — это как адаптация к изменчивому миру. Причём вторая потребность, может быть реализована лишь после реализации первой.
Одним словом, если мы не чувствуем себя в безопасности — мы не можем творить.
Второй момент: человек нуждается в социуме. Мы не можем выжить в одиночку, потому, нам важно быть принятыми значимыми людьми: родителями, учителями, сверстниками, коллегами. Ребенок, которого учительница «уличила» в творчестве, и провела через «коридор позора» по классам — испытал страх, незащищенность и унижение, то есть небезопасность. Поскольку предметом высмеивания стали «художества» девочки, то мозг, связал происходящее в прочную связку «творчество=страх». Так, учительница, уверенная в благих намерениях, нанесла ребенку психическую травму.
Психическая травма — это стрессовое событие, вызывающее ощущение несоответствия между угрожающими факторами в ситуации, и индивидуальными возможностями человека в их преодолении. Сопровождается всё это чувством беспомощности и незащищенности, а значит, способствует длительному потрясению в восприятии собственной значимости и значимости мира. Проще говоря, когда Значимый человек — учительница, от которой ребенок ожидает принятия и поддержки в нелегком пути познания мира, вдруг предаёт, при этом оказывается, что дети, сверстники также не принимают, другие учителя тоже не поддерживают — для ребёнка мир рушится. И так неосознанно формируется убеждение — Я плохой, творчество показывать нельзя, это опасно, нужно скрывать свое истинное Я, стать как все. Более того, это убеждение закрепляется на всех уровнях восприятия: на уровне мыслей — «Я — плохой», на уровне эмоций — страх, ужас, стыд, униженность, беспомощность, одиночество. На уровне образов — картинка эта стоит перед глазами и при удобном случае вспоминается в настоящем времени. На уровне тела — мышцы сжимаются, кружится голова, может быть тошнота, подкашиваются ноги и т. п.
Могла ли эта ситуация быть не травмирующей? Могла бы, но при одном условии! Если бы кто-то заступился за девочку и поддержал её, объяснил, что она не плохая, и в этой ситуации не права учительница. Идеальный случай — если бы это был другой учитель, и тут же, в классе, остановил бы эту учительницу, и сказал бы детям, что они не должны смеяться.
Но увы, учителя преимущественно гордятся такими «воспитательными приёмами», и поддерживают своих коллег. Ну, а дети, не зная ещё, как правильно реагировать, тоже боятся не понравиться учителю. Взрослый является серьезным авторитетом для малыша. Дети нам верят. Если Значимый Взрослый унижает, обижает, то ребенок воспринимает это как аксиому, и обучается такому поведению. И не секрет, что в школах процветает насилие в разных его проявлениях среди детей. Кто сильнее, тот и прав — такое убеждение формируется у детей.
Второй вариант — если бы родители этой девочки на следующий день пришли в школу, и настояли на извинениях, добились бы отстранения учительницы от работы и успокоили девочку, дали ей поддержку и принятие её творчества. В этом случае, родители не сделали этого, а проигнорировали её жалобу, как будто бы, ничего серьёзного и не произошло. Как будто бы, это нормально так вести себя с детьми. Что должен чувствовать ребёнок в этой ситуации? Его все предали! От творчества только боль и страх! Я отказываюсь от своего творчества! Я отказываюсь быть Собой. Выражать себя — это опасно.
Родители многие, увы, также боятся государства, в лице школы, и часто не становятся на сторону ребенка. Или как в этом случае, они настолько были заняты своими делами и заботами, что даже не обратили внимания на чувства ребенка. Многие родители берут на себя обязанности не мамы-папы, а посредников между государством и ребёнком. Они порой, так увлечены успехами ребёнка в школе, его дисциплиной и послушанием, что забывают о том, что ребёнку нужна добрая и заботливая мама, и защищающий его папа, а не милиционеры в доме.
Что делать Сейчас?
Увы, эта травма сама собой не рассосётся никогда. Она лишь закапсулировалась, чтобы ребёнок мог выжить и жить дальше. И женщина выжила. Она даже не отказалась от творчества. Но не решается его показать миру. В любой похожей ситуации, когда нужно заявить о себе, высказать свою мысль, показать творчество (а она, как мы видим, создает уникальные вещи), капсула раскрывается, и выдает полностью или частично воспоминание из той травматической ситуации, и появляется страх быть собой. Чтобы изменить ситуацию, реакцию, нужно проработать эту травму со специалистом психотерапевтом, который обучен работать с травматическим материалом. Услуг обычного психолога недостаточно. Проработать травму нужно на всех уровнях одновременно: на уровне сознания, эмоций, тела и движения в пространстве, на уровне творчества.
Что значит проработать?
Это значит отреагировать, простить, отпустить обиду, избавиться от страха и научиться проявлять себя по другому, в новых убеждениях, новых движениях/действиях/словах, сбалансировать чувства и интегрировать в реальную жизнь.
В результате — вы не забудете о той учительнице или другом обидчике, но вас не будет это воспоминание «включать» эмоционально. Вы сможете раскрыть свой творческий потенциал и изменить качество вашей жизни, сможете делать новые действия, принимать новые решения, и заявлять о себе миру. Это и есть психотерапия.
Если с вами случались похожие истории, и вы готовы с ними разбираться, — приглашаю вас в терапевтическую программу «Открой себя Настоящего» или, приходите на индивидуальную консультацию.
Если статья понравилась вам, поделитесь с друзьями в соц.сетях.
Любите Себя и доверяйте своему телу!
Искренне ваша,
Светлана Липинска
Киев 2017