Почему метод называется Consonance Therapy
Consonance — это моя метафора человека, который пришел в психотерапию из творческой профессии. Consonance, от лат. Consonantia — это созвучие в музыке, аккорд.
Это состояние гармонии, которое записано не только в нотах, но в нашей природе и к которому мы подсознательно стремимся всегда как социально-биологический вид.
ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО ИНТЕГРИРУЮТ НАШ ОПЫТ
По первому образованию я хореограф-педагог с огромным опытом. Танец — наиболее целостный вид искусства. В нем интегрированы музыка, скульптура, живопись, физическое движение тела в пространстве и времени.
Любой вид искусства имеет интегративную функцию, то есть дает чувство гармонии. Это происходит именно потому что творчество происходит сразу на всех уровнях восприятия: на уровне рациональном — ты должен понимать, что и зачем, в какой последовательности делаешь. На уровне образном воплощаешь некий сюжет, образ. Процесс создания всегда имеет смысл для созидающего, т.е экзистенциален и обусловлен эмоционально. А одновременно тело воплощает идею в конкретных движениях в пространстве и времени.
Чтобы звуки стали музыкой, а не шумом, чтобы движения стали танцем, а не дерганьем, чтобы слова романом, а не словоблудием, картина не мазней, а вызывала радость, чувство гармонии и целостности, мастеру необходимо знать законы этой гармонии, композиции, драматургии и следовать определенной логике, физически много тренироваться, помнить идею целиком и оттачивать нюансы. Одним словом быть осознанным и включенным в творческий процесс.
ХАОС СОЗДАЕТ ДИССОНАНС
Когда я пришла в психологию, была удивлена, что обучение всем методам, а я освоила их десять, а также работа с клиентом не имеет никакого плана. Процесс строится преимущественно хаотично, спонтанно предлагаются какие то упражнения, практики, задаются какие то вопросы. Никогда не понятно откуда вышел и куда придешь. Чаще всего теория отдельно от практики. Ты просто смотришь как работает преподаватель и потом повторяешь то же с клиентом.
Внутри же у клиента царит хаос как результат неинтегрированного травматического прошлого. Его мысли, воспоминания, фантазии, эмоции и поведение не логичны, он их не контролирует. Личность не справляется с решением простых жизненных вопросов. Нет доступа к своей врожденной первичной креативности, которая помогает здоровой личности адаптироваться к реальности. Человек заключен в оковы стереотипов и комплексов. Чувствует диссонанс. Страдает.
Он идет на психотерапию в надежде, что ему помогут собрать себя в кучу и возобновить контроль над жизнью. Но терапевтический процесс также не структурирован, непредсказуем, бесконечен и потому неэффективен. Терапевт не знает с чего начать, что и зачем делает, где находится и куда ведет клиента. Хватается за каждую историю. При этом еще каждый метод работает лишь на одном уровне восприятия — один терапевт анализирует, другой работает с твоим телом, третий с образами, десятый с поведением и все это в разных местах.
Ничего удивительного, что и для клиента и для терапевта такой неуправляемый процесс терапии происходит тяжело, болезненно, бесконечно, а результат вообще непредсказуем. Часто после терапии клиент чувствует себя хуже, чем без нее, а проблемы годами не решаются. А многие психологи уходят из профессии или постоянно изучают метод за методом, лишь увеличивая энтропию и стресс.
Часто слышу, что такой процесс называют творчеством. Нет!
ТВОРЧЕСТВО — ЭТО НЕ ХАОС И НЕ БЕСПОРЯДОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Как и большинство психологов поначалу считала, что психотерапия — это особенная отрасль, в которой нет никаких ориентиров и нет смысла их искать, ведь человек такое сложное существо. А чтобы быть психотерапевтом, надо просто обладать особым талантом комбинировать между собой упражнения и интуитивно задавать вопросы. К каждому клиенту в разных ситуациях надо подбирать разные методы. Но это бесконечный и очень энергозатратный для обоих процесс. Это постоянный страх навредить и не справиться. Каждая встреча с клиентом — это стресс.
СТРУКТУРА И СИСТЕМА ПРИДАЮТ ФОРМУ СОДЕРЖАНИЮ
Спасала педагогическая практика. Я педагог по сути и по призванию, сама всю жизнь учусь и с 18 лет преподаю, потому уверена:
Если мы в чем то неуспешны, то не потому что глупы или не имеем таланта, а потому что нас не научили или неправильно организовали процесс обучения (когда-то или сейчас)
Если организовать обучение логично, дать достаточно времени, отточить навыки и уметь ответить на любой вопрос человека рационально, т.е. чтобы ему стало понятно и спокойно, то абсолютно каждый человек способен научиться тому, что ему интересно;
Когда обучаешь, нужно любую информацию упорядочить, обосновать методически и разбить на понятные и настолько усвояемые части, чтобы ученик (терапевт или клиент) мог это повторить;
Важно уметь сложные вещи объяснить просто;
Из хореографии я также знала, чтобы освоить сложный навык, нужно его разложить на простые действия, выучить каждое по отдельности и сложить вместе. А потом многократно оттренировать.
А единственными показателями правильно проделанной работы, как в искусстве так и в психотерапии, для меня являются реальные изменения в жизни/поведении человека, чувство спокойствия и радости, уверенность в себе буквально после каждой сессии или урока.
МЕТОД CONSONANCE THERAPY ОТОБРАЖАЕТ МОЮ ЖИЗНЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ
В результате работая в методе Consonance Therapy, все фальшивое, неестественное, надуманное, чуждое уходит. Клиент восстанавливает контроль над своей жизнью, получает доступ к внутренним ресурсам и креативности.Восстанавливается его истинное Я и внутренний Consonance — созвучие, который помогает Творить Свою Жизнь.
С таким подходом открывается пространство для и для истинного творчества терапевта — он знает что делает, где находится и может проверить свою работу.
Как художник, используя стандартную палитру красок, он создает уникальные оттенки для своей картины. Как музыкант из тех же нот, как танцор из выученных движений, а писатель из общеизвестных слов создают неповторимое произведения, опираясь на законы гармонии, так консонанс терапевт опирается на единую систему и использует одни и те же инструменты, протоколы и в то же время творчески адаптирует к конкретной уникальной истории и запросу клиента.