Система или интуиция: что гарантирует клиенту результат, а терапевту управление процессом
“Зачем мы тратим время на стратегии и алгоритмы? Дайте нам побольше конкретных упражнений для работы с конкретными травмами”, — раздраженно сказала коллега на семинаре по РПП, который я проводила для другого института.
На мой вопрос “А как вы узнаете, когда какую практику применять?” она ответила: “С каждым клиентом все равно придется подбирать на месте, чтобы решить его проблему”.
На мой вопрос “А как вы узнаете, когда какую практику применять?” она ответила: “С каждым клиентом все равно придется подбирать на месте, чтобы решить его проблему”.
Действительно, традиционный процесс обучения всем методам выглядит именно так, как требовала коллега. Мы делаем различные практики/упражнения, тренер делится своим опытом использования этих практик с отдельными симптомами. Отдельно обучаемся работе с отдельными расстройствами личности или травмами. Узнаем, какие практики лучше подойдут из разных или одного метода, по мнению тренера или супервизора.
Но никто и никогда не говорит, с чего начать, зачем и в какой последовательности эти практики делать. Как вписать их в историю клиента или в какой момент какую практику предложить?
Когда я начинала, более опытные коллеги рассказывали лишь о своих невероятных успехах в работе. Но никто не говорил, как пришел к тому или иному выводу, как выбирает практики и упражнения для разных запросов. Никто и никогда не говорит, что он не понимает, что делает и что чаще всего его работа не дает результата.
Я, как и все, долго верила, что в психотерапии невозможно что-то упорядочить, ведь человек такое сложное существо. Верила, что важно иметь особый талант чтобы интуитивно соединять упражнения из разных методов для решения отдельных проблем клиента. Получалось, что работа строилась на интуиции, не подкрепленной логикой.
Хотя мне удавалось сделать процесс мягким и глубоким для клиентов, они уходили довольные, мне нелегко давались эти успехи. Непредсказуемость реакции клиента на разные практики и работа вслепую отнимали много сил, времени и энергии. Пугало и запутывало отсутствие логики и структуры.
Сейчас я ясно вижу ограничения такого интуитивного подхода:
Я освоила десять методов работы — и поняла, что просто собирать знания в копилку недостаточно. Хотелось упорядоченности и структуры, чтобы точно знать, когда и что применять. Я старалась выявлять закономерности, находила алгоритмы, прописывала инструкции для клиентов и протоколы для себя.
Около двадцати лет ушло на то, чтобы создать стройную систему работы с клиентом от первой встречи до завершения плановой работы.
Этот логический, системный подход показал себя с лучшей стороны, нежели интуитивная работа не только у меня, но теперь уже и у моих учеников.
Благодаря системе терапевт:
Важно! Система не исключает интуицию, но интуиция должна подкрепляться знанием и логикой, чтобы ей доверять и уметь объяснить клиенту что мы делаем и зачем, что он получит вследствие того или иного шага.
Интуиция без знания и логики делает Терапевта с одной стороны Богом для клиента, а это путь к созависимым отношениям. С другой стороны, мы как терапевт уязвимы, т.к. если клиент не хочет иметь Бога в нашем лице, то у нас не остается аргументов, почему нам можно верить. В этом случае многие терапевты придумали миф, что «клиенты ленивые и не хотят меняться, а я все делаю правильно, с методом все в порядке…»
Опираясь лишь на интуицию, терапевт очень рискует руководствоваться контрпереносом, своей травмой, а значит тащить клиента туда, куда ведет его интерес. Терапевт перестает решать проблему клиента и начинает удовлетворять свой интерес за счет клиента, предлагает те практики, которые ему самому нравятся и выяснять вопросы, которые на его, а не клиента, взгляд заслуживают внимания и решения.
Учу своих студентов всегда проверять свои гипотезы и интуитивные предположения через структуру и спрашивать клиента, откликается ли ему такая гипотеза, она про него или нет? Важно проверять себя постоянно с помощью объективных критериев, не зависящих от нашей интуиции.