Моя история — эмиграция в Польшу и метод Consonance Therapy: как одно помогло другому

В 2015-17 годах я уперлась в потолок в своем развитии. Со стороны профессиональной все выглядело прекрасно: офис в Киеве, поток клиентов в группы, обучение телесных и двигательных терапевтов по авторской методике. Мое имя в Украине связывали с высоким качеством в области психотерапии и психологии тела. Написано две книги. 

Профессиональный успех не мешал личному. Деревья посадили, дом под Киевом построили, детей вырастили. Казалось бы, живи-наслаждайся, что еще нужно?

Но при всем внешнем благополучии не отпускало ощущение, что мой поезд приехал на конечную станцию. И над главным входом красной лампочкой мигает табличка: “Конец пути”. Я стою на пустынном перроне и нет никаких идей, в какую сторону двигаться дальше… Останусь — поглотит уныние и рутина. 

Уж так я устроена, что радость жизни приходит, лишь когда познаю или создаю что-то новое. Но в работе с клиентами и группами не осталось ни одного белого пятна. Система сложилась. Индивидуальные клиенты получали предсказуемо устойчивые результаты. А в телесной и двигательной терапии не хотелось оставаться. Я чувствовала, что давно не помещаюсь в них с имеющимися знаниями и наработками. Добавлять что-то еще означало бы объестся, как на свадьбе. 

Идея переехать в Польшу пришла не сразу. Вообще-то я всегда могла это сделать благодаря польским корням, но сознательно не уезжала. Особенности жизни в Украине, постоянное преодоление трудностей давало много материала для внутреннего роста, проработки своих личных, системных травм и родовых сценариев.

Именно здесь я научилась ценить свое пространство, свой опыт и оберегать свои границы. Помогая клиентам, имеющим огромное количество подобных проблем, сделала много инновационных открытий. 

Но на “конечной станции” я почувствовала, что избавилась от травматического груза прошлого. Копаться ради копаться — это не мой подход. Не имея помощи, двигаясь в авангарде развития психотерапии на посттоталитарном пространстве, я создала такие инструменты для себя и своих клиентов, чтобы помогать себе в любом месте и в любое время. 

Я была готова к переменам. 

Началось все с короткой стрижки. Потом на семейном совете обсудили идею всей семьей переехать в Польшу. Каждый нашел свои аргументы и принял сознательное решение. Уверена, что нельзя никого заставить, уговорить или соблазнить эмигрировать. Это серьезный шаг — и подходить к нему нужно осознанно, если есть время и выбор.

В 2019-м я не бежала из Украины, не бежала от себя. Я ехала в Польшу, страну моих предков и предков мужа, чтобы начать новое приключение: выучить новый язык, найти новых друзей, новые идеи для развития.

Это сработало. Мой поезд стал набирать скорость, снова вернулось вдохновение и желание познавать и созидать. 

Именно после переезда я описала свои наработки, которые сложились в отдельный инновационный метод Consonance Therapy. Захотелось и удалось описать уже созданную систему, в которой один терапевт в одном месте может работать с любой сложности запросом, со всеми видами травм, с личностью сразу на всех уровнях восприятия: абстрактно-рациональном, образном, телесном, эмоциональном. 

Благодаря пандемии, которая началась через полгода после переезда, пришлось быстро перестроиться на онлайн-формат. Так появился курс “От психолога до психотерапевта — работа с разными видами травм”, на котором обучается 250 человек. И это меньше чем за три года. 

Пришлось заниматься и юридическими вопросами. Название метода уже запатентовано в Польше. А еще — зарегистрирован Consonance Therapy Institute, который мы хотим развивать как площадку для инновационных исследований в психотерапии.

40 выпускников, работающих в методе, постоянно дают обратную связь и подтверждают, что метод получился очень результативный. Он дает уверенность в управлении терапевтическим процессом и гарантирует клиенту результат.

Естественно, я не оборвала связи и с украинскими коллегами и не перестаю делиться опытом в эти сложные времена. Блиц-курс по работе с шоковой травмой помог большому количеству коллег помочь себе, своим близким пережить стресс и иметь силы помогать людям, вынужденным бежать от войны.

Коллеги из НИИ психологии им. Костюка в Киеве тоже проявили интерес к новому методу и пригласили к совместной работе. В соавторстве мы написали две книги. Я благодарю их за эту возможность. Вместе с переездом, новыми вызовами и целями пришло и огромное желание развивать метод, создавать профессиональное сообщество терапевтов нового поколения. Есть еще много идей и желание для их реализации.

Говорят, старые деревья не пересаживают. В какой-то мере это может быть справедливо — старое дерево уже прочно вросло корнями в свое место, привыкло к окружающей среде. Да и при “пересадке” придется оставить часть корней в той земле, где прошли его основные годы жизни.

Но знаете, что мне помогает не быть “старым деревом”, несмотря на цифры в паспорте? Я сама пользуюсь той системой, методом и инструментами, которые создала. С их помощью я могу помочь себе в любом месте и в любое время. Не застревать, двигаться, менять то, что могу изменить, и принимать то, что изменить не могу. А иначе зачем заниматься всю жизнь саморазвитием?