Теория или практика — как я приняла решение. Моя история

“Если ты не в системе, у тебя нет научной степени, ты не преподаешь в солидном университете, не приехала из Америки или Британии — никто тебя не будет воспринимать серьезно”, — убеждали меня коллеги, друзья и мама. 

А когда я сопротивлялась их словам, продолжали настаивать: “Если ты профессор — неважно, что говоришь, тебя будут слушать с открытым ртом. Ты должна идти в науку, писать диссертацию, иначе ты никто в этом мире”.

Два раза я наступала на эти грабли, слушая скептиков, пыталась загнать себя в рамки и встроиться в систему. Сначала меня пригласили работать на кафедре одного университета и создать программу новой дисциплины “Психология тела”. Меня убеждали, что предоставят полную свободу действий. 

Во второй раз, когда я только планировала написать первую книгу, коллеги посоветовали сначала защитить диссертацию. Можно же убить двух зайцев — получить научную степень и использовать наработки в книге. Я согласилась и поступила в аспирантуру.

Вот только ожидания и реальность совсем не совпали. Мне приходилось посещать заседания, слушания, прения и конференции, где все провозглашали очень правильные мысли, но мало кто из этих людей в глаза видел живого клиента и знал его боли. 80% времени занимала не практика, а отчеты и зачеты. 

Правки от научного руководителя превращали мою диссертацию в мертвый текст. За сухими скучными формулировками терялся живой настоящий опыт моих клиентов. Выводы превращались в казенные фразы, графики, таблицы. А главное — эта диссертация, как и тысячи других,  потом пылилась бы в библиотеке, и даже ценные открытия не имели бы шансов дойти до обычных людей, помочь им строить отношения, воспитывать детей и т.п.

На каждый эксперимент я потратила по несколько месяцев. Но это был ценный опыт — я поняла, что не готова посвятить себя сухой теории. “У меня всего одна жизнь, — подумала я, — потому не хочу ее тратить на перемещение информации в природе”.

“Знания — пустая болтовня, пока они не в мышцах”, говорят в Новой Гвинее. Эта поговорка — моя жизненная философия.

Наука, система, университеты в Украине в то время были для меня оторванными от жизни, они только отнимали время и энергию. Большинство преподавателей читали лекции, писали книги и статьи, не имея практического опыта. Все рассказывали, как правильно жить, вот только мало кто жил так, как говорил.

Понимаю, что в любом правиле есть исключения. Уверена, кому-то удается совмещать и карьеру в академическом направлении, и практику. Но для меня на первом месте стоят навыки и умения, практическая польза, а не регалии и статус. Я доверяю лишь сапожникам в сапогах. 

И тогда я решила следовать собственным ценностям, творить свой путь, не оглядываясь на мнение скептиков и критиков. И убеждалась, что не одинока — многие устали от голой теории и выбирают учиться у практиков, потому что лишь на практике можно понять, что работает, а что нет.

Вместо академического статуса я предлагаю своим клиентам и ученикам солидный багаж из практики: 

  • Обучалась и перенимала опыт у лучших в своем направлении преподавателей из США, Британии и Европы — не потому что они из Америки или Европы, а потому что в Украине в 1990-2000-х вообще не было качественных специалистов в области практической психологии. 

    Мои учителя в телесно-двигательных методах:  Judith Bunny, USA; Suzi Tortora, PhD, USA; Nency Beardall, PhD, USA; Hillary Bryan, USA; Fabian Chýle, Germany; Radana Syrovátková, PhD, Czech Republic; Vladimir Baskakov, Cheh Republic; Sue Curtis – Great Britain; Susan Scarth, Great Britain; 

    Вербальные методы изучала: 

    Schema therapy — Guido Sijbers & Remko van der Wijngaart, Holland;

    EMDR — Eva Munker-Kramer, Austria; Sylva Wintersperger, Austria; Maria Zaccagnini, Italy; Judit Havelka – Hungari, PhD; Dolores Mosquera — USA; 

    Это ведущие с мировым именем и колоссальным практическим опытом.
  • Описала свой практический опыт в четырех книгах так, как считала нужным, чтобы передать суть и сохранить эмоциональную наполненность моих умозаключений и открытий.  
  • С 2006 года обучаю психотерапевтов, делюсь практическими знаниями так, чтобы они могли работать со своими клиентами в реальных условиях. Обучила более 200 телесно-двигательных терапевтов. 
  • В 2021 стала соучредителем Consonance Therapy Institute в котором нет заседаний, отчетов и кафедр, начальников и подчиненных, но есть международное сообщество единомышленников — практиков. Сейчас у нас обучается 250 студентов. Уже выпущено 40 сертифицированных терапевтов из 10 стран. 
  • Создала такое обучение, чтобы в нем не было воды и сухой, не встроенной в практику, теории. Каждое слово, выводы, система, алгоритмы, протоколы и инструкции на курсе “От психолога до психотерапевта — работа с разными видами травм в методе Consonance Therapy” подкреплены научными исследованиями и переложены на конкретные действия как результат моей каждодневной практической живой работы с собой, с клиентами, со студентами.
  • В то же время я не отказываюсь от научной деятельности, она проходит не на базе университетов, а вместе с единомышленниками — практиками в живой работе. 
  • Я пишу книги, научные статьи, в которых описываю метод и систему решения запроса клиента. 
  • Научные исследования, которые мы начинаем с выпускниками, будут направлены на то, чтобы понять, насколько быстро и эффективно с помощью метода Consonance Therapy у наших клиентов меняется качество жизни, как меняются их отношения с собой, с людьми или с миром. 

Я пока не знаю, как будут оформлены результаты, но обещаю, что они не будут пылиться в библиотеке. Мы применим их для практического совершенствования нашей работы и поделимся с миром. 

Если вы цените знания, проверенные практическим опытом, если вам нужны система работы с травмированным клиентом и сообщество единомышленников-практиков, присоединяйтесь!