Симптом или причина — чем и как работать психологу
Лента каждого психолога наполнена приглашениями на разные обучения типа “Как работать с ОКР/ТРЛ/ПРЛ, аутоагрессией, паническими атаками, разными фобиями, утратой, депрессией, психосоматикой, суицидальными мыслями, зависимостями или другими расстройствами личности”.
Мало, что каждое расстройство личности представляется как нечто самостоятельное да еще и в разных методах или подходах. Бедному психологу / психотерапевту нужно обучиться работе с каждым, потратить на каждый семинар/курс время, деньги и потом еще не забыть как с каждым подходом работать и ничего не перепутать.
Кроме того, нужно как то совместить эти разрозненные знания в случае если у клиента есть одновременно несколько расстройств личности, а так и есть на практике. Например при ТРЛ часто присутствуют и ПА, и навязчивые мысли/ОКР, ВСД (психосоматика), непрожитые утраты, различные фобии и зависимости.
Из-за всего этого, одних профессия психотерапевта пугает и они не работаю в профессии, другие работают интуитивно, как получается и сильно выгорают, а третьи мужественно и бесконечно учатся, пытаясь разобраться каким методом лучше работать с каким симптомом расстройства личности.
Почему все так сложно?
Потому что знания о человеке, причинах его проблем и способах (методы в психологии) их решения появлялись и появляются постепенно и всегда по следующему алгоритму:
Появляется проблема
Специалисты-практики ее исследуют. Тот, у кого получилось решить, повторить опыт, найти логику и упорядочить — описывает и предлагает свое видение решения — мы называем его автором метода или подхода.
Другие практики обучаются этим методам и выбирают тот, который лично им более откликается и дает лучший результат в работе с клиентами. Соединяют со своим уже существующим опытом, знаниями, получают результаты, замечают что работает, что нет. Ищут свои пути решения — описывают и предлагают новые решения, методы, подходы.
По мере накопления знаний, опыта, решений практиками наука переходит на новый уровень развития через авторов открытий, методов, наук и т.п.
Этот процесс бесконечен пока есть человечество.
Любой метод обусловлен историей и личностью автора.
Так возникали классические методы 50-100 лет назад, когда и психология и другие науки не имели еще такого глубокого понимания природы человека, организма, психики, социальных процессов.
Если Фройд работал преимущественно с женщинами, имеющими подавленное либидо (помним 19 век, консервативная Европа, религиозность, бесправие женщин и т.п.), то он и интерпретировал большинство проблем через призму подавленного либидо. А то, что давал им возможность выговорится и просто слушал — производило Вау — эффект, ведь никто их никогда не спрашивал их о чувствах.
Эта тенденция работы с отдельными симптомами/проблемами (РЛ) есть во всех методах, только каждый метод “заточен” под решение тех симптомов, которые проявляются на том уровне восприятия (рационального или образного мышления, тела, эмоций), который был ближе автору. Например:.
- у тебя ОКР — КПТ терапевт научит тебя менять когниции / убеждения и упорядочивать мысли;
- позитивный терапевт будет учить нас негативные мысли менять на позитивные;
- тревожность лечим расслаблением и медитацией;
- с телесными блоками или психосоматикой — нужно идти к телесному терапевту;
- с арт, денс терапевтом можно проблему нарисовать, протанцевать и т.п
- работать с родовыми сценариями мы идем на расстановки или другие энергетические практики.
Так разные авторы по своему видели и решали проблемы в тех условиях, в которых приходилось жить и работать. Какой канал восприятия для них был ближе по их биологическим и личным особенностям, или какие свои травмы они компенсировали, какой профессией владели до прихода в психологию так и создавались методы.
Так методы поделились на вербальные, телесные, творческие и эмоционально фокусированные / энергетические практики, каждый из которых, работает с одним уровнем восприятия своими инструментами.
Клиенты также выбирают методы и терапевтов, которые им ближе по наиболее развитому каналу восприятия, симптомам, доверию к терапевту и т.п.
Сильные и слабые стороны классических методов
Сильной стороной классических методов является то, что они помогают человеку развить некие новые навыки: самоосознавание, понимание тела, развитие творческих навыков. Если личность не травмирована, то любой развивающий классический метод может быть полезен и клиент будет доволен результатом.
Но если личность травмирована, а это 95% клиентов, обращающихся за помощью, то многие годы анализа или телесных практик, расстановок или медитаций, увы, не дадут результата.
Практика показала, что симптомы практически не исчезают. В лучшем случае приходится бесконечно ходить на терапию, вплоть до зависимости. В худшем — клиенту становится хуже, чем без терапии.
Так мы, и клиенты и терапевты, на практике получили опыт использования классических методов, основанных на предыдущих ограниченных знаниях.
Наука развивается. Знания накапливаются. Прогресс не остановить.
Но по мере накопления знаний в разных науках о человеке (эндокринология, эпи/генетика, иммунология, психология, нейронауки и пр.), с появлением аппаратных методов исследования мозга ЭхоЭГ, УЗДГ, РЭГ, МРТ, МРА, ЭЭГ, ЭНМГ, НСГ, пришло понимание того, что большинство расстройств личности — это не отдельные проблемы, а следствие простой или комплексной травматизации личности или травмы привязанности.
Ученые объяснили как меняется мозг и все системы организма, поведение, характер личности, даже гены и гормоны под влиянием социальных условий в разном возрасте и к каким последствиям личностным это приводит.
Так появились несколько новых методов, ориентированных уже не на развитие, а на работу с отдельными видами травм. И хотя эти методы все равно остаются лишь вербальными, они дали инструменты для лучшего управления процессом терапии.
Вот, что получилось у меня
Как уже писала выше “другие практики обучаются разным методам и выбирают тот, который лично им более откликается и дает лучший результат в работе с клиентами, ищут свои пути решения — описывают и предлагают новые решения, методы, подходы”.
Я практик и так получилось, что в поиске эффективных решений в работе с запросами клиентов я освоила целых десять методов, из них восемь классических развивающих (вербальных, телесных, творческих и эмоционально ориентированных) и два новых вербальных, травма фокусированных. Работала в каждом по отдельности, соединяла между собой пока не пришла к подходу, который реально помогает клиенту и приносит удовлетворение мне, как психотерапевту.
Как это выглядит на практике?
Применяется клинико-педагогический подход: работаем с причиной, находим травму и лечим ее по определенному алгоритму, параллельно обучаем клиента необходимым в его случае навыкам самопомощи, что серьезно ускоряет процесс и качество восстановления личности;
Все лучшие инструменты классических методов применяем для работы на каждом уровне восприятия — работа проводится одновременно на когнитивном, образном, телесном и эмоциональном уровнях одним терапевтом в одном месте.
Используется усовершенствованная, то есть упрощенная и впервые в психологии адаптированная в теле структура личности. Применяется методика психоэмоциональной гигиены для работы с эмоциями, — чтобы клиент мог этим пользоваться вне сессии, что ускоряет инсталляцию результатов терапии в реальную жизнь.
Для восстановления личности, предложены ментальные и телесные здоровые образцы.
Не работаем с каждым РЛ по отдельности, а используем симптом (эмоцию, поведение, мысли или тел.ощущения) лишь как дверь для поиска причины травматизации и удерживаем связь с запросом клиента и структурой личности.
Чтобы не потеряться в лабиринте подсознания, историй, не хвататься за все подряд, не потерять связь с запросом, прописаны алгоритмы работы с каждым видом травмы. Предложены протоколы для работы на каждом этапе и на каждом уровне, с каждой частью личности.
Весь процесс от начала до завершения и каждый этап в отдельности, выстроены в определенную систему, дают терапевту и клиенту понимание где они находятся сейчас, куда идут, что и зачем делают, как себя проверить, какой результат и почему получили.
Так получился новый метод — Consonance therapy и подход в психотерапии, который интегрирует предыдущий опыт мой, коллег и авторов.
Consonance therapy — это возможность идти дальше, глубже, работать точечно, более эффективно для нашего клиента с любым типом травмы и с необходимым для решения конкретной задачи ресурсом одним терапевтом.
Вот мой подход в жизни и в работе:
Не нужно отказываться от прошлого опыта, а взять из него лучшее.
Все лучшее старое соединить с новыми знаниями.
Помнить, что главной целью нашего обучения и освоения знаний есть не само по себе накопление массива информации, не освоение методов самих по себе, а прежде всего помощь человеку, у которого болит душа и ему не важно какими методами мы будем помогать, а лишь чтобы это было как можно мягче, проще, быстрее и чтобы проблема не возвращалась. Чтобы терапия имела реальные сроки и человек смог потом сам управлять своей жизнью.
Вряд ли смогу переубедить тех, кто не разделяет такой подход, не в этом цель статьи. Делюсь своим опытом, наработками и выводами, к которым пришла в результате 30 летней практики с клиентами и в обучении психотерапевтов с коллегами, которым близки идеи интеграции, совершенствования, структурирования. С теми, кто хочет сделать свою работу с клиентами более осознанной, эффективной и безопасной, помогать не навредив ни себе ни клиенту. С теми, кто хочет уверенно управлять терапевтическим процессом, работать с самыми разными запросами экологично.
Светлана Липинска
Варшава, январь 2022