Почему психологи так много учатся и так немного зарабатывают?

Мне кажется, нужно посоветовать ООН совместить день студента и день психолога в один праздник, так как это почти слова-синонимы -))) Не знаю еще профессии, в которой бы люди учились параллельно на пяти курсах, проводя чуть ли не каждые выходные на тренингах, на протяжении 10-20 лет и в итоге зарабатывали бы так немного в основной своей массе.

Почему так происходит? Поделюсь, как всегда только своим опытом и мнением, не претендуя на истину.

Как и большинство психологов, я люблю учится. С одной стороны это здорово и оправданно. Психика человека штука сложная, а психология как наука лишь развивается. Много разных знаний, направлений и методов, каждый из которых по-своему объясняет проблемы личности и пока нет единого пути решения. Потому важно узнавать новое и совершенствоваться. С другой стороны это часто приводит к всеядности. В поисках святого грааля, в итоге психологи заваливаются кучей интересных знаний, методик, упражнений, но не всегда могут с ними разобраться и соединить между собой.

Как устроена эта кухня изнутри?

Есть три вида методов, предлагающих свою концепцию решения проблем:

Вербальные терапии (когнитивная, позитивная, гештальт, психоаналитические методы, shema терапия, EMDR и т.п.). Их особенность в том, что все проблемы предлагается решать путем работы на уровне рационального мышления: анализ поведения, упорядочивания мыслей, эмоций; нахождение причинно-следственных связей в конфликтных ситуациях; выработка новых поведенческих стратегий; переформирование убеждений; и пр.

Телесные терапии (ТОТ, ТДТ, бодинамика, краниосакральная, биосинтез, звуко, смехо терапия и пр.). Их концепция “Не так важно Что говорит человек, важно Как чувствует себя?” то есть обращаем внимание на тело, убираем зажимы, телесно-эмоциональные блоки; выражаем эмоции; учимся расслабляться, работаем с психосоматикой и т.п.);

Творческие методы (арт терапия, песочная, сказка, кукло, глина терапия, игры и МАК и пр.) Используя образное мышление, а именно образы и метафоры мы попадаем в лабиринты бессознательного и быстро диагностируем причины и определяем стратегии решения своего вопроса, но не рационально, а на уровне метафор, стратегий. Основным каналом входа в психику является образное, абстрактное мышление.

Как правило вначале ты выбираешь направление, которое ближе всего тебе самому. Например, мне как хореографу по первому высшему образованию, было интересней войти в мир психологии через телесную и двигательную терапию. И когда ты получаешь первое образование в методе, ты вдохновлен своими изменениями и пробуешь делиться с клиентами.

Проходило время, многое действительно менялось, на каждом тренинге я все глубже погружалась в свои смыслы, эмоции, приходили инсайты. Умела проанализировать, найти смыслы и т.п.Но в реальной жизни, вне тренингов, было сложно управлять теми же эмоциями, поведением или мыслями. Появлялась некая раздвоенность: жизнь на тренингах и реальная жизнь, в которой мало, что менялось. И мне и клиентам не хватало структуры и четкого понимания с чего начать и куда идти. Как то, что знаю и умею перенести в реальную жизнь со всеми ее вызовами и триггерами?

Учиться, учиться и учиться!

Ты думаешь, что надо учится дальше и что уж следующий метод точно даст то, чего не дает этот. Следующих 2-3 года постигаешь, проходишь похожий процесс, параллельно обучаясь 2-3-4 методам, чтобы набрать побольше. Носишься по тренингам, мастер-классам, конференциям, фестивалям, слушаешь вебинары, бежишь на приезжего гуру, едешь на ретрит…. Все это стоит денег, времени, сил.

Со временем многие психологи, напичканные знаниями, но потерявшие надежду связать их в выстроенную систему, просто отказываются от профессии и уходят в другие отрасли. Другие продолжают учиться, но зарабатывают мало, работают бесплатно или за донейшн, ведь клиенты не получая устойчивого результата уходят в поиске “хорошего психолога”.

Кто-то без этой суеты сразу выбирает метод в одном направлении, становится психоаналитиком, арт или телесным терапевтом и убеждает себя в том, что один метод решает все проблемы. А то, что не решает, так это клиент не хочет меняться.

Так ли это? Конечно, есть клиенты, которые не готовы к длительной и глубокой работе или желающие волшебной таблетки. Но большая часть людей искренне хотят изменений и готовы меняться. Вопрос: “Как? “Почему не помогает?” и “Что же конкретно нужно делать, чтобы помогло?” Я тот клиент, который хотел и готов был меняться. Я тот психолог, который не стеснялся говорить, чтоответственность психолога, а не клиента найти то, что поможет.

Как искала я? Для этого в поисках помощи себе и своим клиентам изучила 6 телесных, 2 арт и 2 вербальных метода и десятки отдельных методик, упражнений, посетила и провела сотни мастер-классов, тренингов, семинаров.

Вот что поняла — работать с каждым клиентом в отдельном методе — это стресс. Огромный массив информации. Где то строгий протокол, где его вообще не существует.

Видела, как одному и тому же клиенту нужны разные инструменты из разных методов. Ведь когда работаешь с травмированным человеком, травма деформирует сразу все уровни восприятия и личность:

  • сознание разделяется на то, что мы называем Взрослой частью личности, которая понимает что хорошо, что плохо, умеет анализировать и т.п.
  • с другой стороны в голове полно негативных убеждений, которые как внутренний критик обесценивают себя и свои успехи, как строгий родитель ругает и наказывает;
  • с этими убеждениями связаны определенные негативные эмоции и привычные схемы их выражения;
  • в теле возникают блоки, боли, которые мы видим собственно в поведении;

Более того, одному человеку легче говорить, другой мыслит метафорами и образами, а третий все переводит на эмоции или ощущения. У пятого все это перемешано. Зайдешь не через понятный ему уровень — получишь сопротивление.

Так понимала, что для каждого уровня нужны свои инструменты. Я -терапевт, все это наблюдаю здесь, в одном месте и я должна помочь человеку справиться со всеми уровнями.

Если с каждым уровнем бежать к разным терапевтам, то все рассыпается. Человек бегает с открытыми ранами, а никто не может собрать его в кучу. Я брала инструменты из разных методов, соединяла, миксовала с единой целью подобрать именно то, что поможет и на конкретном уровне и всей личности в целом.

Более того, считаю правильным не только помочь человеку проработать травму, но научить его помогать себе самому в любое время и в любом месте, чтобы не зависеть от меня или другого терапевта, а доверять себе и управлять своими мыслями, поведением, эмоциями, состояниями.

Много лет проверяла каждую идею на практике и пришла к тому, что нужны не только инструменты из разных методов, а новая единая концепция, целостный подход. Так однажды поняла, что не вписываюсь целиком ни в один изученный мной метод, даже в свои любимые телесные.

Что нашла? Решением стало рождение авторского подхода, который назвала Consonance терапия, что значит гармония и созвучие. Концепция которого вкратце в том, что личность нужно восстанавливать целиком, одновременно на всех уровнях: рациональное и образное мышление, тело и эмоции (нельзя убрать ни один уровень, иначе гармония распадется, ведь человек целостное существо).

В методе, также как и в музыке, есть:

  • четкая выстроенная система,
  • закономерности построения гармонии(это не случайность, а логика и определенные действия на каждом этапе терапии и с каждой частью личности);
  • критерии проверки эффективности терапевтического процесса, чтобы исключить отсебятину терапевта (как знать, что мои убеждения и поведение правильнее чем клиента? есть соблазн навязать свое мнение клиенту, и так многие психологи делают, рассказывая как правильно жить, увы.);
  • к каждому уровню есть свои инструменты (методики, упражнения, приемы) их надо подобрать;
  • прописаны алгоритмы для каждого процесса в целом и для каждого в частности;
  • но в внутри структуры есть поле для творчества клиента, что развивает его доверие к себе, восстанавливает первичную креативность, управление своей жизнью, возможность самовыражения;
  • так же как в музыке нужно натренировать новые навыки в теле, в мышлении, в поведении, чтобы создать новые навыки;
  • и главное, что психологу, который имеет знания и инструменты в других методах не нужно их выбрасывать, наоборот, важно их упорядочить и встроить в целостную систему, чтобы они заработали своими сильными сторонами.

Так работаю сама и делюсь многолетними наработками с теми, кто ищет целостный подход, хочет получать устойчивый результат в конце и удовольствие в процессе терапии. Кто готов вовлекаться в свою жизнь, в профессию как в творческий процесс, но иметь логику, структуру и инструкции.

Такой подход дает возможность перейти в профессии на качественно новый уровень помощи людям и заработков, ведь когда вы работаете качественней, больше клиентов вам доверяют и остаются с вами.
Верю, что психотерапевт — это непростая профессия, которая должна оплачиваться достойно, потому что ответственность большая, ты тратишь много усилий и они должны восстанавливаться;
Ты много учишься, но важно не только количество курсов и сертифкатов, а наличие системы, в которую эти все знания нужно вписать и ими пользоваться.