Чего на самом деле избегает избегающий клиент?

Да, мне все-равно!
Какая разница?
О нет, только не эмоции! 

Так или похоже говорят клиенты, имеющие избегающий тип личности, когда мы близко подходим к сильным эмоциям. В этот момент буквально видно, как все пуговицы души застегиваются и все щелочки задраиваются, чтобы у эмоций не было шанса проскочить наружу.  Часто на вопрос: “Что Вы чувствуете?” избегающий клиент отвечает: “Ничего. У меня нет эмоций”. 

Действительно ли человек может не чувствовать, не испытывать эмоций? 
Нет. Это невозможно и абсолютно все люди испытывают эмоции. Потому что эмоции — это первичные инстинкты, встроенные программы выживания каждого биологического вида. Они управляют нашими мотивационными системами. 

Эмоции “живут в теле”, за них отвечают наши гормональная и нервная системы, которые в свою очередь задействуют мышечную, дыхательную, опорно-двигательную системы. По большому счету все тело полностью вовлечено в проживание каждой эмоции и отменить их невозможно, пока мы живы. 

Более того, природа запрограммировала типичные реакции всех систем на определенную простую эмоцию. Например, в страхе тело напрягается и замирает.

В агрессии мы должны наоборот, двигаться, звучать, чтобы защититься или убежать.

В печали тело расслаблено до такой степени, что двигаться вообще нет сил, хочется плакать и уединиться.

А вот радуемся мы самым разным способом от спокойного расслабленного умиротворения, до подпрыгивания от счастья. И независимо от пола, расы, национальности или места проживания, все люди одинаково реагируют в похожих ситуациях. 

Тогда что мы называем избеганием эмоций? 

Это измененная природная реакция в типичной ситуации. Например, вместо того, чтобы защищаться когда злится, человек молчит или улыбается. 

Избегающий тип личности — это человек, который долгое время (а именно в детстве) жил в условиях, когда проявлять эмоции естественным способом было опасно, страшно, потому он был вынужден научиться изменять не эмоцию, а ее физическое  выражение, чтобы не пострадать.

Избегание проявление эмоций на самом деле демонстрирует эмоцию страха, неосознанного, обесцененного, не принятого самим человеком. Хотя головой он отвергает наличие страха, но в теле он виден. У избегающего клиента тело всегда перенапряженное, зажатое, не гибкое, ригидное. Так оно удерживает выражение сильных эмоций. Все можно спрятать, кроме страха. 

Как это делает избегающий тип личности? 

Во-первых, с помощью изменения мышечных реакций. Чтобы изменить запрограммированную природную эмоцию, например злости нужно, чтобы сила страха ее проявлять, была выше, чем сила злости. Например, если родители наказывали/стыдили/отвергали за проявление злости в детстве, тогда страх наказания или потери любви родителей был сильнее желания и физической возможности себя защитить. 

Для этого ребенку нужно было вместо защищаться, а значит двигаться, кричать, звать на помощь, как  велит природа, перенапрячь мышцы и сдержать эти порывы, чтобы смириться, так как бежать некуда, а на помощь никто не приходил. Ведь часто родитель, который должен был защищать, был объектом опасности.

Во-вторых, не имея выхода, тело много раз повторило этот паттерн и натренировалось. Мозг много раз давал команду всему телу и оно запомнило мышечные реакции, гормональная система — сочетания гормонов и т.д. 

В-третьих,  натренированная мышечно-эмоциональная реакция закрепляется убеждением, что я не смогу себя защитить/я заложник обстоятельств или мои эмоции не важны и т.п. 

Таким образом в мозге формируется нейронная связь, личность же деформируется и формируется избегающий тип личности. 

Избегающими чаще становятся дети со спокойным темпераментом и пережившие травму брошености в раннем, часто в младенченском возрасте, т.к. скорость нервной реакции медленнее, чем у ребенка с активным темпераментом, сила давления или угрозы со стороны внешнего мира была большая, сил сопротивляться, а значит злиться и бороться не было. В итоге избегая  проявления агрессии и других сильных эмоций, как негативных, так и позитивных, человек “застряет” в страхе. 

В жизни это проявляется: 

  • человек живет “в голове”, избегая эмоциональных ситуаций и людей, их провоцирующих; 
  • занимает себя чем угодно, чтобы не было свободного времени на эмоции; 
  • редко отдыхает, не может эффективно расслабиться;
  • избегает принимать решения, уворачивается, оттягивает;
  • не идет в глубокие, искренние отношения с партнером, часто “убегает” из них;
  • предпочитает быть один, чтобы “не доставали” и “не приставали”
  • самодостаточный, отдаленный, эмоционально недоступный;
  • плохо чувствует свое тело, потому боль переносит на ногах, обездвижить его может часто лишь серьезная болезнь;
  • недоверчивый, держит на расстоянии, порой обесценивающий, даже пренебрежительный, не сочувствующий к себе и к другим;
  • больше интересуют его цели и результаты, нежели процесс.
  • предан проверенным друзьям, но неохотно приобретает новых. 

В терапии все эти качества в полной мере проявляются и потому велика вероятность, что избегающий клиент сбежит, если почувствует угрозу своей защитной позиции. С таким клиентом важно:

  • работать бережно и не торопиться;
  • поначалу больше разговаривать об эмоциях; да и вообще он предпочитает больше разговаривать, потому ему важно логично и детально рассказывать обо всех процессах, для него это маркер доверия; 
  • сразу не предлагать телесные практики, или начинать с дыхательных;
  • для избегающего клиента также могут быть легче артметоды, так как они не такие глубокие, как телесные — можно рисовать, лепить, МАК, песок, сказка и др. 
  • консонансная терапия предполагает работу на разных уровнях восприятия и потому обучаю разным инструментам работы с эмоциями, чтобы подобрать для разных клиентов наиболее подходящий в каждый момент.
  • держите эмоциональную дистанцию (не значит будьте холодным) и не старайтесь сразу демонстрировать свою эмпатию, это его скорее напугает, он боится эмоций. Сокращайте расстояние постепенно, по мере того, как научите человека больше доверять своим эмоциям;
  • развивать эмпатию, сочувствие, но не подгонять, постепенно обучая выражать эмоции через тело;
  • понимать, что он склонен обесценивать работу — потому периодически вместе подводите итоги вашей работы и просите его отслеживать небольшие результаты, маленькие победы;
  • терапевту важно лечить свои раны, которые будут треггироваться из-за его холодности, обесценивания, небольшой эмоциональной вовлеченности в процесс психотерапии;
  • работайте с переносом и контрпереносом;

Чему меня научили избегающие клиенты?

Постоянно учиться, знать все нюансы терапевтического процесса и уметь их логично, структурировано пояснить.

Иметь много разнообразных инструментов для работы на разных уровнях восприятия, чтобы подобрать необходимый для каждого клиента в каждый момент терапевтического процесса. Так появился мой метод консонансной терапии

Радоваться маленьким шагам,  делить задания на микродозы.

Слушать, смотреть — слышать и видеть.

Не спешить, уметь ждать.

Принимать. Принимать. Принимать.

Светлана Липинска
Варшава, сентябрь 2020