Скажите, сколько мне нужно консультаций? Как объяснить клиенту, почему психотерапия длится так долго
«Скажите, сколько мне нужно консультаций, чтобы решить проблему?» — самый частый вопрос, который задают клиенты, которые впервые решились на поиск помощи психолога или психотерапевта. Те же, кто в саморазвитии давно, понимают, что это не быстрый процесс. Психологи и клиенты все чаще, увы, считают, что это процесс бесконечный, который можно прекратить, но нельзя закончить, путая саморазвитие и психотерапию.
- Что такое проблема и как она формируется на всех уровнях?
- Почему психотерапия длится долго?
- Можно ли побыстрее?
- Возможен ли устойчивый результат?
- Как закрепить то, что достигнуто?
На все эти вопросы я и отвечу в данной статье.
Что такое проблема и как она формируется на всех уровнях?
Проблема — это невозможность личности решить возникшую задачу привычными и известными ей способами. Человек ведет себя так как знает и возможно другие задачи этими способами он может решить, но эту нет. Проблема всегда существует в виде конфликта и проявляется в негативной поведенческой реакции. Например, клиентка жалуется, что кричит (критикует / стыдит / бьет ребенка), чтобы он слушался, а ребенок не слушается. Что еще сделать — не знает, либо знает, но не может сделать. Чувствует себя виноватой и плохой матерью. Обещает себе так не делать, но каждый раз делает.
Клиентам я объясняю, что наши поведенческие реакции не появляются с рождением ребенка (замужеством, критикой начальника и пр.) — они активизируются, то есть триггеруются с их помощью. И такая схема реагирования (убеждение, эмоции, телесная реакция, поведение) сформировались давно, еще до 12 лет, в нашей детско — родительской семье и окружении (сад, школа, сверстники, родственники).
Поведение — это видимая часть личности, проявляющаяся в типичной ситуации, но управляют поведением и запускается эта реакция невидимыми силами:
- негативным Я-убеждением (это то, в чем уверена эта женщина) — например: «с моими желаниями никто не считается, я так устаю, никто не помогает, все должна делать сама»;
- негативными эмоциями — обида, злость, тревога, потом чувство вины;
- в теле — перенапряжением, усталостью;
Женщина знает, что с ребенком нужно разговаривать, объяснять, но как только начинает, срывается и все… Так происходит потому, что когда то в детстве с ее желаниями тоже не считались и она поверила в то, что они не важны. Ей ничего не объясняли, критиковали (кричали, били, унижали) она терпела или пыталась бороться, но это не помогало, потому в похожей ситуации возникает страх, злость и обида. Как защитная реакция уже тогда возникло поведение терпеть, жертвовать собой, все делать самой, не просить о помощи, а когда уже нет сил, срываться (как мама) и кричать(бить, унижать, критиковать) на более слабых. По такому алгоритму формируются дезадаптивные травматичные схемы восприятия и лишь видимая их часть — поведение.
Чем более травматичными были условия жизни, тем более деструктивные схемы реагирования сформировались и буквально “записались” в мозге как нейронные связи.
Мы, психотравматологи, выделяем два типа травм:
- Травма, возникшая вследствие неожиданного экстремального события, грозящего здоровью/ жизни человека/ его близким разового (авария, операция, землетрясение и т.п.) или длительного, но ограниченного во времени (война, заключение, длительная болезнь).
- Психотравма, нанесенная людьми или детство в непереносимых условиях, жизненных обстоятельствах, являющихся источником эмоционального напряжения, которое, хотя и не оставляют на теле ран, оставляют неизгладимые следы на чувстве защищенности и доверия себе и людям.
В этом случае мы используем выражение травма развития, указывая на стабильное состояние опасности, из которого невозможно было вырваться. Оно охватывало длительный период времени в период развития (жизнь в условиях жестокого обращения и пренебрежения или ранний травмирующий опыт отношений). Стиль отношений матери (близких людей) в травме развития характеризуется насилием физическим или психологическим, критикой, унижением, отвержением, холодностью, невключенностью, игнорированием, отсутствием любви и заботы по отношению к ребенку. Не имея альтернативы, ребенок был вынужден смириться с таким обращением, терпеть, поверить в то, что проблема в нем, а не в родителе.
Степень психотравматизации зависит от:
- возраста ребенка (чем младше, тем сложнее себя защитить);
- силы угрозы для жизни или психики;
- продолжительности пребывания в травматических условиях;
- была ли оказана помощь ребенку со стороны близких людей;
В каждом случае психотерапевт-психотравматолог должен уметь объяснить клиенту что и почему так произошло, квалифицировать тип и вид психотравмы и конечно знать, как работать с каждым из них.
Потому времени, которое необходимо для восстановления личности от последствия психотравмы ( у большинства пациентов есть все виды и типы травмы) нужно достаточно много. Чем более здоровой есть личность, тем быстрее будет происходить лечение психотравмы. Если же здоровая часть личности слабая, сломлена, то увы, такая работа требует времени больше.
Почему психотерапия длится долго?
Сила и опасность травматического опыта в том, что он записывается в виде травматических нейронный связей и формирует мозг человека, его тело, влияет на гены, органы, системы, полностью формирует личность. Организм на химическом уровне запоминает гормональные реакции. На физическом уровне — остаются телесно-эмоциональные блоки, то есть недовыраженные эмоции страха, злости, беспомощности, апатии, горя, обиды, и т.п. в задавленной попытке себя защитить. Деформируется личность человека на уровне веры, а вернее недоверия к себе, к миру и к людям, как итог — низкая самооценка.
Главная ошибка клиента и ее причины
Самая главная ошибка, которая совершается клиентами, в том, что не понимая разницы между психологом и психотерапевтом, идет с любой проблемой к любому психологу (чаще главное, чтобы подешевле и обещал побыстрее).
Ошибка психолога
Психологи же не всегда понимают разницу между саморазвитием и психотерапией и не желая упустить клиента,, берутся за любую проблему. Часто не зная что делать просто вскрывают раны.
Ошибка подготовки и обучения психологов
Обучение психологов ориентировано не на решение проблемы, а на освоение отдельных методов, но не все методы имеют инструментарий для работы с психотравмой. Большинство методов подходят для саморазвитие (наработка ресурсов, укрепление здоровой части личности), но не для работы с травмой. Отсутствуют или не соблюдаются стандарты личностной зрелости самих психологов и работы с клиентом (никто ни за что не отвечает и берется за все подряд). Эти ошибки приводят к тому, что клиент может никогда не избавиться от последствий травмы, будет ходить по тренингам и психологам десятилетиями, не получит результата, потеряет надежду, время, деньги.
Можно ли ускорить процесс и получить устойчивый результат в виде восстановления здоровых поведенческих реакций личности?
Почти 30 лет ищу ответ на этот вопрос и много сделала для этого. Если говорим о плановой и полной работе с травмой развития, то когда стала работать в своем методе, это занимает от 2 до 3,5 лет.
К чему пришла?
- Создала новый метод Consonance терапии, где изменена радикально концепция — в фокусе лежит не освоение метода как самоцель, а решение проблемы клиента и получение устойчивого результата.
- Поскольку травма записана в мозге, то проявляется сразу на всех уровнях — на уровне сознания, смыслов, тела и эмоций, а значит и работать в терапии необходимо на всех этих уровнях одновременно.
- Для каждого уровня нужны свои инструменты, и я использую в разных комбинациях лучшие вербальные, телесные и творческие инструменты из тех десяти методов, которыми владею.
- Для оценки результативности необходимо иметь объективные критерии проверки терапевтического процесса и качества жизни — для этого использую структуру личности, которую переложила на тело, ведь в теле есть записанные природой критерии.
- Травма характеризуется внутренним хаосом мыслей, воспоминаний, эмоциональных пугающих реакций, телесных блуждающих болей, перепадами настроения, уязвимостью и неэффективностью, потому в работе нужна структура.
- Прописала методики, алгоритмы, инструкции, маркеры как для отдельных частей, так и для целого процесса работы с личностью.
- В процессе терапии обучаю клиентов безопасно для себя и других выражать эмоции любой силы с помощью уже существующих в теле инструментов, тело ведь всегда с нами, с его помощью всегда можем восстановить внутреннюю гармонию в любом месте и в любое время, если знаем как пользоваться этими инструментами сознательно.
Такой целостный инновационный метод дает не только возможность перепрописать новые нейронные связи в мозге, но и восстановить личность на всех уровнях: изменить убеждения/самооценку на адекватную; управлять своими эмоциями, настроением и поведением; уметь проверить все изменения в теле, даже избавиться от психосоматических болезней.
Как закрепить то, что достигнуто?
Чтобы человек мог сохранить и поддерживать те изменения, которые мы сделали в процессе психотерапии, я обучаю его понимать себя, свои мысли, тело, эмоции. Уметь идентифицировать свои части личности и менять самому убеждения. Это не значит, что после психотерапии у человека не будет сложностей в жизни, но он будет уметь с ними справляться.
Всем тонкостям работы с психотравмой обучаю психологов, готовых качественно, грамотно, экологично работать с психотравмой, разбираться в тонкостях работы с различными расстройствами личности. Работать целостно, на всех уровнях, чтобы не навредить человеку и гарантировать результат мотивированному клиенту.
Светлана Липинска
Варшава, сентябрь 2020