Три мифа о психологах и психологических услугах / болезни роста рынка психологических услуг

Только ленивый сейчас не интересуется психологией. В обществе есть огромный запрос на изменения, так как мир меняется настолько стремительно, что старые установки, которые мы получили от родителей и предков, как младенческие ползунки, трещат по швам, а новые не так быстро нарабатываются.  Раз есть спрос, есть и предложение. Следовательно, только ленивый не обучается на психолога. Как и во всем это ни хорошо, ни плохо, вопрос лишь в качестве предлагаемых услуг, которое определяется удовлетворенностью клиентов. 

За 30 лет в психологии, вижу как этот рынок развивается. В 90-е психотерапевтов на постсоветском пространстве вообще не было и потому многие из первой волны интересующихся сами стали психотерапевтами, так как учились долго, много, не структурировано (какое обучение нашел, туда и помчался), а научившись, стали делиться знаниями. Была бы качественная психотерапия — уверена, 80% не стали бы психологами. Сейчас, наоборот, такое предложение, что обычному психологу, не то, что клиенту, сложно разобраться в методах, психологах, тренингах? Это похоже не на рынок, а порой, на базар. (Рынок — развивается по определенным законам, базар — стихийно) 

Все это вместе, наложенное на отсутствие здоровых критериев на всем постсоветском пространстве, на мой взгляд, сформировали три мифа о психологии и психологах, которые привели к девальвации профессии психолога и псих. услуг. Каждый вытекает из предыдущего

Миф 1.  Психологи и психотерапевты — это одно и то же, нет разницы к кому идти. С любой проблемой можно идти к любому. Все (не)помогают одинаково, значит выбирать надо подешевле и поближе к дому. 

Часто не только клиенты, но и сами психологи не понимают этой разницы, что ведет к несоблюдению границ между психологической консультацией  и терапевтической сессией. Каждый себя называет психотерапевтом, лезет в раны, что делать не знает. Нет четкого представления из чего складывается цена услуги и какой должна быть качественная психотерапия. 

Миф 2.  Психотерапию всегда можно прекратить, но ее нельзя закончить. Походы к терапевту должны быть пожизненными, они должны стать частью твоей жизни и бюджета. 

Так как психологи из-за некачественного образования не очень качественно помогают, то и терапия никогда не заканчивается ни у самого психолога, ни у его клиентов. 

Миф 3. Психолог/психотерапевт от своего клиента должен пожизненно ходить к своему психотерапевту и бесконечно учится, тратить кучу денег, а работать за три копейки.

Конечно, каждый специалист должен повышать свою квалификацию и саморазвитие не должно заканчиваться, но психолог/психотерапевт должен получить полное качественное образование и порешать принципиальные свои проблемы в плюс/минус три/четыре года и зарабатывать профессией не хуже, чем программист или банкир. 

Повышение квалификации и плановая психотерапия — это как хирургия и здоровый образ жизни. Мы не должны всю жизнь ходить со вспоротым брюхом, запихивая в штаны кишки. Операция длится какое то время, вылечился и потом всю жизнь поддерживай ЗОЖ. 

Какие я вижу системные причины такой неутешительной ситуации? Как говорил М.Жванецкий: “Все таки может в Консерватории что-то подправить?” 

  • старое академическое образование, что в университетах, что в изложении методов не хочет менять систему — в результате, ты напичках ценными, но не связанными между собой знаниями, полжизни сам потом собираешь их;
  • отсутствие понятных стандартов — в постсоветских странах нет законодательной базы о псих.услугах, в западных — психотерапевты — заложники методов. Даже если метод не помогает, ты не имеешь права выйти за его пределы. Методы часто как религия требуют беспрекословного послушания и грозят анафемой отступившему.
  • отсутствие ответственности за нанесенный вред — поскольку никто не понимает, что должно происходить, не понятно, что называть вредом, а что помощью. Часто психологи расковыривают раны и заставляют клиента верить, что это и есть “проработка”. Клиент, который с детства терпит боль, не понимает, сколько еще надо потерпеть и соглашается, платит деньги за причиненные страдания. 
  • соцсети с клиповой информацией и сайты-одностраничники, которые появляются и исчезают, что проследить квалификацию или историю психолога достаточно сложно. Это поощряет многих недоученных специалистов делать что попало и ни за что не отвечать. Отсюда у клиентов — пресыщение низкосортным ширпотребом и обесценивание псих.услуг.

Все эти проблемы мне знакомы не от соседей, знаю все их изнутри. Из них родился совершенно новый подход в обучении, 

  • в фокусе прежде всего решение проблемы клиента, а не расплывчатые общие знания; 
  • из 10 вербальных, творческих и телесных методов выбрала только сильные стороны и инструменты, чтобы подобрать инструмент к решению проблемы, а не запихивать проблему в метод;
  • все ваши имеющиеся знания “склеиваю”единой концепцией, собираю в структурированную и работающую систему для работы с травмированным клиентом;
  • даю четкие критерии для проверки правильности тер.процесса и удержания границ между консультацией и психотерапией;
  • работа с травмой проводится сразу на всех уровнях: сознание, тело, эмоции, только  так получаем устойчивый результат и терапия имеет четкие границы завершения.

А что вы думаете по поводу смены системы образования, она должна меняться? 

Светлана Липинска
Варшава, июль 2020