Как звук помогает психотерапевту в работе с эмоциями клиента.
Вы слышали как кричит ослик? — Нет? Тогда выеще не все знаете о жизни! Мы нежились в объятиях утреннего сна. Море отполированными луной волнами, гладило песок. И вдруг тишину разорвал звук, похожий на резко затормозивший поезд, который вез железные кастрюли. Выбежав на улицу, тем ни менее мы увидели очаровательного ослика, мило закинув длинные ушки, он радостно сообщал миру о новом дне, приветствуя солнце.
Природа дала всем биологическим существам звук, как минимум по двум причинам:
- когда мы звучим — нас слышно, мы можем привлечь внимание сородичей, чтобы спариться, спастись, позвать на помощь, заявить о своем мнении миру;
- с помощью звука мы выражаем свои эмоции; Сложные животные, в том числе человек, звучат с помощью голоса, насекомые — с помощью манипуляций конечностями (крылышками и лапками).
Я очень люблю работать со звуком в психотерапии, это мощный инструмент для работы с эмоциями для меня самой и обучаю ему клиентов и студентов.
Сила и глубина звука зависят от состояния мышц голосовой и дыхательной систем организма. А мышцы, в свою очередь, представляют качество наших эмоций. Работа со звуком помогает убрав слова, добраться до сути эмоции и выразить ее даже тогда, когда эмоция настолько сильная, что дыхания не хватает, а на слова и движения у клиента нет сил.
Одним из распространенных телесных блоков у травмированных клиентов есть ощущение кома в горле. Так тело сдерживает выражение эмоции при помощи спазма мышц горла.
Работая со звуком, как терапевтическим инструментом, можно помочь клиенту мягко, бережно и экологично убрать этот блок, выразить самую сильную эмоцию и оставаться в безопасности.
Ни в коем случае не использую крик, так как крик всегда разрывает целостность сознания, тела и эмоций. Крик — это неуправляемая эмоция, состояние аффекта, после которого клиент и терапевт будут чувствовать себя опустошенными и эмоционально истощенными. Как и в жизни, плохо и тому, кто кричал и тому, на кого или при ком кричали.Криком нельзя управлять, звук же можно регулировать осознанно, сохраняя целостность в теле и ясность в мыслях.
Если жизнь человека — это постоянный стресс, то в теле образуется много телесно-эмоциональных блоков, чтобы сдержать эмоции. Боясь заявлять о себе миру, горло сжимается от страха, першит в горле, кашель, зевание, даже заикание.
Много работаю с такими запросами, помогаю возвращать человеку внутреннюю гармонию, право иметь свое мнение и быть собой. Работы только с блоком недостаточно, необходимо подходить целостно — найти и убрать негативные убеждения о себе, связать это с эмоциями и выразить в теле.
В этом кратко состоит суть моего авторского консонансного подхода — работать сразу со всеми уровнями (сознание, тело и эмоции) и подбирать инструменты, исходя из того, что клиенту именно сейчас максимально подходит (анализ, слова, образы, звук, дыхание и т.п.) и к чему он готов и что для него будет максимально безопасно. Тогда не возникает сопротивления, работа происходит мягко, бережно и безопасно. Уверена, психотерапия ни в коем случае не должна причинять человеку лишние страдания, ведь он и так травмирован в прошлом, ему плохо и без нас.
На деле же я вижу, что многие методы очень жестко взламывают защиты и поощряют “ковыряние” , называя это “проработкой”. Если пытаться решить любую проблему каким то только одним методом, это не будет эффективно. И тогда выходит, что клиент для терапии, а не терапия для клиента.
Наш клиент — это человек, у которого болит душа и тело. Нужно быть очень бережным, глубоко понимать суть работы с психотравмой, подбирать инструменты к решению проблемы, а не наоборот, одним инструментом решать все проблемы.
Задача психотерапии должна заключаться в том, чтобы помочь человеку восстановить внутренний баланс и внешнее равновесие и научить человека быть бережным к себе и окружающим.
Светлана Липинска
Варшава, июнь 2020