Я от Вас такого не ожидал… Почему психологи и клиенты боятся работы с телом?

«Это пошло и недопустимо предлагать приличным людям любить свое тело. Я от Вас такого не ожидал.Считал Вас серьезным специалистом” — написал разгневанный подписчик. 

Набирая одну из терапевтических групп, сделала рассылку по базе подписчиков, где в перечне того, что клиенты получат в результате работы, была фраза “научитесь понимать и любить свое тело, доверять ему, слышать подсказки, которые оно вам дает…” И получила вот такую реакцию от подписчика — психолога. 

Конечно мне стало смешно, но еще больше стало, ведь до сих пор многие психологи боятся работы с телом. Я уж молчу про движение. 

Почему так происходит? 

Из практики вижу несколько серьезных причин:

✔️ Тело — хранитель наших травм. В нем записан наш опыт от зачатия до сейчас — как ресурсный так и травматичный. Он хранится в мышечной памяти в виде телесно-эмоциональных блоков, зажимов, качества движений, походки, того, как мы говорим, смотрим, дышим и т.д. Поскольку все мы имеем в большей или меньшей степени травматизацию, то большинство и клиентов и психологов опасаются работы с телом из-за страха встретиться с сильными подавленными эмоциями. 

✔️ В западной христианской культуре тело давно трактуется, как постыдное, низменное, неприличное, примитивное, похотливое, потому нужно запретить, наложить табу на выражение эмоций. 

✔️ Медицина трактует тело лишь как объект для манипуляций. Много работаю с травмами, нанесенными медперсоналом: при утрате, родах, абортах, операциях. Часто они так увлечены процедурами, что человек для них — это бездушный набор костей, органов, кожи, куда надо втыкать иголки.

✔️19-20 столетия — это время преклонения перед рациональным мышлением. Почти 200 лет уровень IQ считался самым важным показателем успеха. Оценки по математике всегда были важнее оценок по физкультуре, музыке или рисованию. 

✔️ Лишь недавно в психологии было введено понятие EQ (эмоционального интеллекта), но до сих пор вы не найдете в учебниках раздела про BQ (телесный интеллект). Тело у всех есть, но его как-бы и нет. Странно, правда? 

✔️ Как следствие вышеперечисленных причин, в классической психологии витает негласное отношение к телесным терапиям, как к второсортным. Полноценной терапией считается психоанализ, КПТ, гештальт и прочие вербальные методы. “Мы реальные проблемы решаем, а вы “ играетесь в терапию”, — говорил мой знакомый психоаналитик.  

Все мои программы и терапевтические и обучающие всегда содержат работу с телом. Считаю психотерапию без работы с телом неполной,нецелесообразной, порой даже вредной. 

Из 10-ти имею 6 образований в телесных методах. Да, они не имеют структуры личности, да, они сложнее в освоении, но именно они дают возможность, при грамотном применении непереносимые эмоции. Тело первым реагирует на травму и последним ее отпускает. 

Сто раз найдите причину травмы, тысячу раз прочитайте аффирмации, напишите десять тысяч “писем прощения”, пока не уберете травму из тела, реакция будет возвращаться. 

Работа с сильными эмоциями без работы с телом — лишь вредит, потому что эмоции и есть тело. Это гормоны, мышцы, нервы, движения — это инстинкты. Когда эмоция “накрывает”, сознание может лишь наблюдать ее разрушающее действие. Пока гормон не израсходуется, вы ничего не сможете сделать с эмоцией. 

У Сознания за плечами лишь 250 тысяч лет, у тела/эмоций — миллиарды лет эволюции. 

Да, из-за не структурированности, применение чистых ТОТ или ТДТ в индивидуальной работе с психотравмой сложно, потому я к ним добавила структурированные вербальные методы. В своем авторском методе консонансной терапии сочетаю работу сразу на всех уровнях восприятия — рациональное сознание, образное мышление, эмоции и тело, и именно такое сочетание дает наиболее мягкую и экологичную проработку травмы и восстановление личности на всех уровнях сразу.

Не или — или, а и — и!  Как в жизни, в психотерапии работа должна вестись сразу на всех уровнях, одним терапевтом в одном месте. Только так мы можем восстановить целостность личности и гармонию. 

Работая разными методами в разных местах с разными терапевтами, мы чувствуем себя скорее разобранными, нежели наоборот. 

А вы готовы включать в свою работу как клиент или как психотерапевт работу с телом?

Светлана Липинска
Варшава, июнь 2020